30 октября этого года исполняется 100 лет со дня рождения народного художника БССР, Лауреата Государственной премии БССР Андрея Онуфриевича Бембеля, одного из наиболее значительных мастеров белорусской скульптуры XX в.
В собрании нашего музея насчитывается 25 его произведений, созданных в разные годы – с 1943 по 1980. К тому времени, когда в музей поступили первые скульптуры Бембеля, он был уже зрелым, сложившимся мастером.
Художник родился в городе Велиже бывшей Витебской губернии. Учился в Велижской народной художественной школе (1919 – 1922) у М.А. Керзина, М.Г. Энде, Витебском художественном техникуме у М.А. Керзина, затем во ВХУТЕИНе – Институте пролетарского искусства (1927 – 1931) у Р.Р. Баха, В.В. Лишева, М.Г. Манизера.
После возвращения в Беларусь в 1930-е гг. он много и успешно работал, участвовал в выставках.
В 1932 г. по проекту архитектора И.Г. Лангбарда в Минске началось строительство Дома Правительства БССР. В проекте важная роль отводилась скульптуре. Вместе с другими скульпторами Бембель участвовал в конкурсе, и его эскизы барельефов для Дома Правительства были признаны лучшими.
Кроме того, в 1930-е гг. Бембель работал над оформлением зала Президиума Верховного Совета БССР, зрительного зала Дома Красной Армии, исполнил барельефы для павильона Беларуси на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве, а также портретные медальоны для театра оперы и балета в Минске.
В 1938 г. скульптор был удостоен звания Заслуженный деятель искусств БССР.
В годы войны, после окончания краткосрочной военно-инженерной школы Бембель служил в инженерных войсках, а в начале 1943 г. вместе с другими художниками был отозван в распоряжение Центрального штаба партизанского движения. К 1943 г. относится создание образа Николая Гастелло. Работа экспонировалась в Москве на выставке, посвящённой 25- летию БССР, а затем в 1944 г. поступила в фонды Картинной галереи БССР (так тогда назывался наш музей). Это первое произведение скульптора в собрании музея.
Композиция была выполнена в гипсе, а в 1948 г. по заказу Картинной галереи была отлита в бронзе на Мытищинском заводе художественного литья. Гипсовая модель передана в Историко-археологический музей в Гродно.
В монографии Марины Орловой 1958 г., посвящённой творчеству скульптора, сказано, что это произведение является “в белорусской скульптуре одним из самых волнующих и оригинальных”1. Наверное, такая оценка справедлива и сегодня. М. Орлова также отмечает, что “скульптура увековечивает в нём не столько черты Гастелло, сколько подвиг, деяние героя”2. Поэтому определение этой скульптуры как портрета (а именно так она значится в музейных документах и каталоге “Беларуская савецкая скульптура са збораў Дзяржаўнага мастацкага музея БССР”, Мінск, 1978), думается, не совсем верно. На основе конкретного образа здесь показан герой в момент совершения подвига. На мой взгляд, правильнее о произведениях Андрея Бембеля говорится в справочнике “Художники Советской Белоруссии” за 1976 г.: “Среди станковых произведений Бембеля – композиции “Герой Советского Союза Н.Ф. Гастелло”, “За Советскую Родину”, … выполнил портреты: Героев Советского Союза А. Матросов, Д.Т. Гуляева…”3.
Эта работа Бембеля даёт представление об особенностях творчества скульптора. Композиционное построение отличается своеобразием, желанием найти решение, созвучное характеру образа. Динамичный, экспрессивный силуэт с заострёнными углами создаёт ощущение стремительного движения вниз, а жест поднятой правой руки словно управляет движением и придаёт ему целеустремлённость. Наряду с желанием создать образ правдивый, жизненно-убедительный, чувствуется, с каким вниманием автор подошёл к вопросу формы и создал произведение во многом новаторское. Недаром один из его учителей Матвей Генрихович Манизер про эту работу сказал так: “Формалист, но молодец!”
В 1948 г. в Картинную галерею поступили ещё два произведения Бембеля на военную тему. Это портрет Героя Советского Союза Александра Матросова и группа “За Советскую Родину”. Портрет Александра Матросова создан в гипсе в 1948 г. и в 1961 г. передан Пинскому музею, а для нашего музея был сделан бронзовый отлив. Этот бюст даёт представление о мастерстве Бембеля-портретиста. В монографии Бориса Крепака4 излагается история создания этого произведения. Скульптор никогда не встречался с Матросовым, у него имелась лишь фотография с комсомольского билета героя. Когда делали бронзовый отлив в мастерских Академии художеств СССР, то портрет увидел работавший там инженером-технологом товарищ Матросова по детскому дому Владимир Кикуль. Он воскликнул: “Да это же Сашка!” Бембель выслал фотографию своей работы бывшей воспитательнице детского дома, и она подтвердила сходство не только внешнее, но и характера.
Наряду с конкретностью в произведении присутствует определённая обобщённость и героизация образа. В выражении лица молодого человека – порывистость, готовность к подвигу, подчёркнутая динамичным силуэтом с поднятым вверх левым плечом. А относительная компактность композиции, основание с надписью и изображением Звезды Героя Советского Союза придают мемориальные черты.
Скульптурная группа “За Советскую Родину” исполнена в гипсе. Здесь созданы достоверные образы героев – партизан в напряжённый момент битвы: один из них ранен, второй готовится отразить атаку врага. Сами образы трактованы традиционно – в них есть жизненная убедительность, присутствует элемент повествования. Необычность композиции придаёт постамент в форме круга – движение разворачивается по кругу, нет единой точки зрения, с которой видны были бы две фигуры сразу, и это можно отметить как недостаток данной работы. В то же время такое необычное решение говорит о желании автора идти непроторённым путём, искать новые выразительные средства, как и в скульптуре “Николай Гастелло”.
В 1950-е гг. Бембель работал над монументальными и станковыми произведениями, им были сделаны рельефы для обелиска на площади Победы в Минске, статуя Д.И. Менделеева перед зданием МГУ в Москве. В 1955 г. Андрею Онуфриевичу Бембелю было присвоено звание Народного художника БССР.
В начале 1950-х гг. скульптор создал статую, венчающую павильон Белорусской ССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ) в Москве. Это шестиметровая фигура женщины с венком и снопом в руках, сделанная из цемента и облицованная золотой смальтой. Величественная, гармоничная, она напоминает богиню плодородия. Называется композиция “Слава героическому труду колхозного крестьянства”. Интересно, что авторы, пишущие о творчестве Бембеля дают ей разные названия: Э.Петерсон называет её “Беларусь”5, Б.Крепак – “Родная Беларусь”6. В нашей коллекции находится бронзовая модель статуи, высотой 85 см, отлитая в 1958 г. В документах она называется “Родина”. Все эти названия ей вполне подходят, и это говорит о глубокой содержательности данного монументально-декоративного образа.
Как и многие советские художники, Бембель на протяжении всей творческой жизни обращался к образу В.И. Ленина. По его проектам в 1930- е гг. были установлены памятники В.И. Ленину в Полоцке и Слуцке (разрушены в годы войны). В послевоенные годы им была создана статуя В.И. Ленина для Публичной библиотеки в Минске, в 1980-м г. – памятник В.И. Ленину в Солигорске.
В фондах Национального художественного музея РБ находится три работы Бембеля разных лет, изображающих В.И. Ленина. Это гипсовый барельеф “В.И. Ленин и И.В. Сталин” 1944–45 гг., портрет В.И. Ленина 1977 г., медь, и композиция “Ленин – вождь” (гипсовая модель выполнена в 1953 г. и передана в Витебский областной краеведческий музей, отлив из алюминия сделан в 1966 г. в мастерских ДОК – 3, в Москве). В этой композиции Ленин изображён выступающим с трибуны: продуман поворот фигуры, жест. Критики упрекали скульптора в том, что неудачно расположено древко знамени, оно пересекает направление протянутой вперёд руки, нарушает цельность, “пластичность фигуры”7. Замечание справедливо, с ним трудно не согласиться, но, видимо, и здесь автор стремился уйти от традиционного решения и в данном случае поиск не увенчался успехом.
В 1950-е гг. Бембель часто обращался к портрету, изображал людей разных профессий, возрастов, интересов, передавая черты характера своих моделей, сложность внутренней жизни.
Портрет Заслуженного учителя БССР Ивана Васильевича Писарчика выполнен в бронзе, на основании из красного гранита. Асимметричный срез, контрасты светотени, ритм объёмов передают внутреннюю взволнованность.
В 1955 г. в фонд скульптуры поступил портрет Заслуженного врача БССР Сергея Иосифовича Лиоранцевича. Достаточно традиционная композиция, внимание к деталям, спокойные линии силуэта, ступенчатый плинт, изображение Ордена Ленина на груди придают портрету несколько официальный характер, но выражение лица, доброжелательный взгляд вызывают симпатию, сообщают образу теплоту.
Вместе с этим бюстом в музей поступила гипсовая модель портрета Народного артиста СССР и БССР Павла Степановича Молчанова. В 1958 г. в бронзолитейных мастерских Академии художеств СССР в Ленинграде был выполнен отлив в бронзе, а гипс передан Гомельскому областному краеведческому музею. Созданный образ неповторимо индивидуален – с естественным поворотом головы, живой мимикой лица, приподнятой бровью. Это человек с сильным характером, большим жизненным и артистическим опытом, известный как актёр широкого творческого диапазона, сыгравший трагические и комические роли в театре, снимавшийся в кино, выступавший как режиссёр.
В результате поездки на Полесье появились новые произведения. Среди них портрет комбайнёра Анастасии Мазуренко – образ сельской труженицы. Глубина индивидуальной характеристики сочетается со стремлением передать типические черты. Гипсовый портрет поступил в музей в 1959 г., а в 1960-м был сделан отлив в бронзе, гипс передан в среднюю школу № 90 гор. Минска.
В годы войны в штабе партизанского движения Бембель встречался и лепил с натуры многих героев, в том числе начальника Белорусского штаба партизанского движения Петра Захаровича Калинина и Героя Советского Союза, командира 101-й партизанской бригады им. Александра Невского Дмитрия Тимофеевича Гуляева.
Портрет П.З. Калинина выполнен в гипсе в 1944 г., отлив в бронзе – в 1960. Гипс передан средней школе № 4 г. Слонима в 1969 г. Портрет получил традиционную трактовку, где образу военного командира – человека серьёзного, внутренне собранного, ответственного – соответствует строгий, чёткий силуэт, обобщённо проработанные объёмы.
Портретный этюд Д.Т. Гуляева был сделан в 1943 г., незадолго до гибели партизана. К его образу скульптор обращался дважды. К 1960 г. относится погрудный портрет для памятника в городском посёлке Старобин Солигорского района Минской области. В 1967 г. создан портрет, закупленный для музея в 1968 г. с республиканской выставки “50 лет Октября”. (1967 г.) Как и во многих других работах, скульптор ищет выразительное построение, стараясь не повторяться. Общий лаконизм решения отражает время создания произведения – период “сурового стиля”. В портретах Бембеля из нашего собрания этот – единственный с таким высоким срезом по линии шеи. Используя такой приём, автор привлекает внимание к выражению лица, где достаточно экспрессивная моделировка сочетается с неподвижным взглядом, устремлённым вдаль: герой, его подвиг принадлежат вечности.
В творческом наследии Бембеля имеются скульптуры, выполненные в мраморе. В наших фондах – два детских мраморных портрета. “Портрет девочки” создан в 1959 г. Мрамор без тщательной обработки помогает почувствовать мечтательность девочки-подростка. Портрет сына Алика в мраморе сделан в 1976 г. с гипсовой модели 1944 г. Композиция по типу античной гермы – возможно, воспоминание об одном из первых учителей – Михаиле Керзине, который часто обращался к такого рода композиционному построению.
В музейном собрании среди произведений Бембеля хранится три портрета поэтов. Самый ранний – Адама Мицкевича (гипс), выполнен и поступил в музей в 1956 г. Поэт изображён в полный рост, сидящим, в момент творческих раздумий, овеянный духом романтизма в соответствии с поэзией Мицкевича и временем, когда он жил.
В 1970-1980-е гг. скульптор занят поисками новых решений, и об этом свидетельствует композиция портрета Янки Купалы 1978 г. Бембель несколько раз встречался с Купалой – этот портрет создан по воспоминаниям. Композиция своеобразна, необычна для Бембеля- изображение головы выступает из массива дерева (новый для скульптора материал) и напряжённость внутренней жизни модели словно спрятана внутри массива.
В момент сложных раздумий предстаёт перед зрителем поэт Александр Блок – одна из последних работ скульптора, поступивших в музей.
В 1979 г. с Республиканской выставки был приобретён мраморный портрет оториноларинголога, доктора медицинских наук Марии Викентьевны Мякинниковой 1978 г.
В 1981 г. после персональной выставки в честь 75-летия Андрея Онуфриевича Бембеля в фондах музея появилось ещё 5 его произведений, выполненных в разные годы. В барельефе “Белоруска” (гипс, 1954) создан поэтический обобщённо-декоративный образ. В состоянии творческой сосредоточенности показан в портретном барельефе композитор Григорий Константинович Пукст (гипс, 1961). В портрете студентки Воропаевой (бронза, 1953) изображена юная, размышляющая о чём-то девушка. И ещё два портрета – Владимира Воинова (металл, 1949) и актёра театра им. Янки Купалы, Заслуженного артиста БССР Эдуарда Шапко (гипс, 1955) – удачно пополнили коллекцию работ А.О. Бембеля.
В августе 1986 г. вместе с уже упоминавшимся портретом А. Блока в музей поступил “Женский портрет”. Видимо, он выполнен в 1950-е гг., и в конкретном образе художник увидел воплощение гармонии, черты идеала.
Как известно, Андрей Бембель принимал участие в выставках с 1927 г. Несмотря на то, что Национальный художественный музей РБ не располагает ранними работами скульптора довоенного периода, произведения, хранящиеся в фонде белорусской скульптуры, дают представление, и достаточно полное, о его творчестве. В фонде имеются рельефы и круглая скульптура, тематические композиции, произведения обобщённо-декоративного характера, разнообразные по композиции портреты. Изображены современники художника и исторические личности. Скульптуры выполнены в различных материалах: бронза, медь, алюминий, мрамор, дерево, гипс. Думается, коллекция произведений Андрея Онуфриевича Бембеля фонда белорусской скульптуры может служить примером того, как должно быть представлено творчество мастера в музее.
Как уже отмечалось, гипсовые модели, принадлежащие когда-то музею, после отливки в бронзе передавались в другие музеи и различные организации (к примеру, в школы). На мой взгляд, этого делать не следовало: гипсовые модели и отлитые в бронзе скульптуры должны находиться в одном собрании. Гипсовая модель – это определённый этап работы скульптора, и её сравнение с отливом интересно для характеристики творчества художника, а также может заинтересовать и зрителя: иногда можно было бы устраивать выставки, на которых показаны рядом гипс и бронза.
Большинство работ Бембеля довольно часто экспонируется. “Николай Гастелло”, “Ленин-вождь”, “Родина”, портреты П.С. Молчанова Д.Т. Гуляева, И.В. Писарчика в какие-то периоды или всегда находились в залах постоянной экспозиции белорусского искусства. Другие экспонаты нередко выдавались на выставки. На сегодняшний день две работы находятся на выставках: “Портрет комбайнёра Анастасии Мазуренко” – в филиале Национального художественного музея РБ в Гольшанах на выставке “Грани белорусской скульптуры”, “Портрет Павла Молчанова” – в музее Истории театральной и музыкальной культуры.
В экспозиции нового здания музея работы Андрея Онуфриевича Бембеля займут достойное место.
1 Орлова М. Андрей Онуфриевич Бембель. Москва, 1958. С. 28
2 Там же. С. 29.
3 Художники Советской Белоруссии. Минск, 1976. С. 42–43.
4 Крэпак Б.А. Андрэй Бембель. Мінск,1988. С. 16–18.
5 Петэрсон Э. Андрэй Бембель. Мінск, 1980. С. 26.
6 Крэпак Б.А. Андрэй Бембель. Мінск, 1988. С. 19.
7 Орлова М. Андрей Онуфриевич Бембель. Москва,1958, стр. 39.
Шапошникова Е.Д.
публикуется по материалам научно-информационного издания "Сообщения Национального художественного музея Республики Беларусь", выпуск 6, 2005. Мн., "Белпринт", 2007, стр. 164–171.
При использовании материалов ссылка на сайт и издание ОБЯЗАТЕЛЬНА