Описание проекта:
Потрогать руками белорусскую историю ХХ века в ее скульптурных портретах дает возможность разработанная в НХМ РБ программа для незрячих детей. Программа подготовлена к 80-летию со дня создания музея. Во время занятий дети с ослабленным зрением (группа до 6 человек) посещают залы музея, где их знакомят с помощью словесных описаний с особенностями развития белорусской культуры ХХ века на примере портретов ее ведущих представителей – композитора Николая Аладова, директора музея Елены Аладовой, художника Михаила Савицкого, китайского поэта и художника Ци Байши и т. д.
Вторая часть занятия предполагает собственно тщательное тактильное изучение копий скульптур и материалов, из которых они изготовлены, – мрамора, бронзы, дерева, камня. Ребятам предлагают на ощупь познакомиться с деталями портрета на копиях экспонатов, находясь в диалоге с ведущим программу музейным сотрудником. Исследуя каждый портрет, лектор провоцирует ребят на обсуждение, включает музыкальное сопровождение или аудиозаписи с голосами героев, чтобы создать более глубокий стереоскопический образ модели скульптурного портрета, знакомит с биографиями, главными достижениями в белорусской и мировой культуре, попутно рассказывая о профессии скульпторов – авторов этих портретов.
Запрашиваемое оборудование:
3D-принтер для работы с плаcтиком, 3D-сканер поверхности, колонка портативная, флешка, стулья, стол
Адресная группа:
Учащиеся специализированных учреждений образования для детей с ограничениями по зрению 10+
Задачами проекта являются:
– адаптация произведений (объемных экспонатов) к восприятию людей с ограниченными возможностями;
– знакомство с материалами скульптуры и их свойствами;
– развитие навыков повествования о произведении искусства.
Цели проекта:
– знакомство с частью постоянной экспозиции ХХ века музея, авторами произведений, ведущими скульпторами Беларуси;
– изучение биографических сведений ведущих личностей – композиторов, поэтов, актеров, художников Беларуси и мира ХХ века;
– тактильное изучение 3D-копий скульптур непосредственно в экспозиции;
– прослушивание аудиозаписей с голосами героев занятия, музыкальными произведениями, стихами и т. д.;
– знакомство с основными характеристиками скульптуры – различными материалами (мрамор, бронза, дерево);
– обсуждение с лектором «увиденного» руками.
Ожидаемые результаты:
В итоге незрячие школьники должны получить большой объем информации: представление о виде искусства – скульптуре; понять, что означает жанр портрета; узнать биографию и достижения моделей скульпторов, значение их вклада в белорусскую или мировую культуру; познакомиться с материалами скульптуры и именами творцов портретов – белорусскими скульпторами. Группа может быть инклюзивной, то есть включать и зрячих участников.