Ко Дню матери «Я славлю светлое имя мамы…»

Была бы моя на то воля – я начал бы азбуку с буквы М: как и все на земле, все у нас начинается с Матери (Рыгор Бородулин)

Мама… Сколько тепла таит в себе волшебное слово, которым называют самого родного, близкого, дорогого человека! Самые возвышенные чувства, самые проникновенные слова, самые яркие краски – все для мамы. Художники во все времена обращались к этому образу, вкладывая в него красоту и гармонию мира, духовную силу человека.

В изобразительном искусстве образ матери – это, прежде всего, Мадонна, Богородица. Вечная поэзия материнства, духовное и физическое совершенство, идеал женственности воплощены в работах всемирно известных художников, среди которых Леонардо да Винчи, Рафаэль.

Мадонна Литта
Мадонна Литта
Леонардо да Винчи
  • между 1480–1491 гг.
  • Из собрания Государственного Эрмитажа (Россия, Санкт-Петербург)
Сикстинская Мадонна
Сикстинская Мадонна
Рафаэль Санти
  • 1513–1514
  • Из собрания Галереи старых мастеров (Германия, Дрезден)
Пройти налево
Пройти направо

Коллекция Национального художественного музея Республики Беларусь тоже может похвастаться рядом работ, посвященных теме материнства. В первую очередь это, конечно же, иконы – древнейший художественный гимн Божей Матери. Во все времена для Богородицы, Заступницы перед Небесным Отцом, художники искали самые лучшие и самые яркие краски. Образ Девы Марии мог быть печальным, даже суровым (как на иконе Богоматери Одигитрии Смоленской, написанной в византийской традиции), подчеркивая тяжелые переживания Божьей Матери, знающей, что ее ребенок будет убит – как выдержать такое? А мог, как на иконе Богоматерь Умиление, раскрывать трепетное чувство радостной гордости, взаимной нежности и любви Матери и Младенца.

Богоматерь Одигитрия Смоленская.
Богоматерь Одигитрия Смоленская.
Неизвестный мастер
  • XVI в.
Богоматерь Умиление
Богоматерь Умиление
Неизвестный мастер
  • 1656
Пройти налево
Пройти направо

На полотнах европейских художников XVII–XVIII вв. из собрания нашего музея Дева Мария предстает обыкновенной женщиной, получающей удовольствие от радостей материнства. В этих работах высокое, духовное и земное, чувственное объединены в один гармоничный образ красоты и нежности.

Мадонна с младенцем
Мадонна с младенцем
Гверчино (Джованни Франческо Барбьери)
  • XVII в.
Мадонна с младенцем
Мадонна с младенцем
Неизвестный художник
  • XVIII в.
Пройти налево
Пройти направо

Душевная теплота, любовь, привязанность характеризуют ряд портретов мам и дочерей XIX века. На них женщины нежно обнимают своих детей, которые в ответ прижимаются к матерям, выражая искренние чувства нежности и особой близости.

Портрет П. М. Муравьевой с дочерью
Портрет П. М. Муравьевой с дочерью
Федор Тулов
  • 1820-е
Портрет В. И. Ершовой с дочерью Екатериной
Портрет В. И. Ершовой с дочерью Екатериной
Василий Тропинин
  • 1831
 Портрет Амалии Лейхтенбергской с дочерью
Портрет Амалии Лейхтенбергской с дочерью
Фридрих Дюрк
  • конец 1830-х – начало 1840-х
Портрет М.Н. Дондуковой-Корсаковой с дочерью
Портрет М.Н. Дондуковой-Корсаковой с дочерью
Филипп Будкин (Буткин)
  • 1838
Пройти налево
Пройти направо

Многие художники в своих работах обращались к искреннему выражению эмоций в отношениях между близкими людьми. Обращают на себя внимание сцены, отражающие повседневные радости, искренние взаимоотношения между матерью и ребенком, удовольствие от времени, проведенного вместе.

Итальянская семья
Итальянская семья
Неизвестный художник (круг К. П. Брюллова).
  • первая половина XIX в.
Крестьянка с детьми
Крестьянка с детьми
Неизвестный художник(круг А. Г. Венецианова).
  • 1850-е
Ю. Е. Кустодиева с дочерью
Ю. Е. Кустодиева с дочерью
Борис Кустодиев
  • 1906
Пройти налево
Пройти направо

ХХ век предлагает как обращение к исконному образу матери и ребенка (Мадонна в картине Михаила Севрука «Жатва», где образ матери-кормилицы отождествляется с землей-кормилицей), так и отражение тихих радостей материнства: ожидание ребенка (Сергей Тутунов «Материнство»), восхищение и гордость за свое чадо (Натан Воронов «Интересная книга»), ежедневное совместное времяпрепровождение, которое, быть может, и не наполнено какой-то особой поэзией, но в то же время излучает чувства душевного единения и взаимной нежности (Лев Зевин «Лето. Семья», Леонид Щемелев «Материнство»).

Жатва
Жатва
Михаил Севрук
  • 1937
Материнство
Материнство
Сергей Тутунов
  • 1962
Интересная книга
Интересная книга
Натан Воронов
  • 1954
Лето. Семья
Лето. Семья
Лев Зевин
  • 1940
Материнство
Материнство
Леонид Щемелев
  • 1963
Пройти налево
Пройти направо

События Второй мировой войны внесли свои измения в трактовку образа матери, ведь и сама война изменила судьбы людей. Теперь женщина не просто нежная, ласковая мать, но прежде всего защитница, обобщенный образ чистоты и стойкости белорусского народа, полный веры в жизнь.

На полотнах народного художника Беларуси Михаила Савицкого образ матери, рожающей и воспитывающей детей, трансформируется в образ Родины-Матери, которая призывает беречь ее и готова сама до последнего бороться за будущее и судьбу своих потомков. Мать в творчестве художника – это воплощение материнской любви и преданности, самопожертвования, готовности использовать любые средства для защиты своих детей.

Партизанская Мадонна (Минская)
Партизанская Мадонна (Минская)
Михаил Савицкий
  • 1978
Витебские ворота
Витебские ворота
Михаил Савицкий
  • 1967
Пройти налево
Пройти направо

Послевоенное восстановление, обретение мира и уверенности в завтрашнем дне рождает яркие, теплые, нежные образы материнства в творчестве таких белорусских художников, как Альгерд Малишевский, Адольф Гугель, Петр Крохалев, Василий Сумарев.

Послевоенные годы
Послевоенные годы
Альгерд Малишевский.
  • 1965–1967
Бабье лето. (Поют «Песняры»)
Бабье лето. (Поют «Песняры»)
Адольф Гугель
  • 1977
Портрет Анны Шпаковской с детьми
Портрет Анны Шпаковской с детьми
Петр Крохалев
  • 1980
Мой дом
Мой дом
Василий Сумарев
  • 1973
Пройти налево
Пройти направо

И все же следует отметить, что большинство тех художественных образов, которые возникают в нашей памяти при упоминании темы материнства, созданы художниками-мужчинами. Это, так сказать, мужской взгляд, который часто отличается от образа материнства, созданного женщинами, где есть место не только умилению, покою и безграничному счастью, но и страху, беспокойству, волнениям за своего ребенка, переживаниям за его судьбу.

Мир входящему
Мир входящему
Раиса Кудревич
  • 1985
Радуга. Материнство
Радуга. Материнство
Нинель Счасная
  • 1966
Пройти налево
Пройти направо

Образ матери, единения матери и ребенка – вечная тема, которая всегда будет волновать творцов и вдохновлять их в любую эпоху на создание уникальных произведений искусства, которые найдут отклик в сердцах зрителей.

Анастасия Трофимчик –  ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Республики Б еларусь