"Он – Купала…”

К 140-летию со дня рождения Янки Купалы

7 июля исполняется 140 лет со дня рождения народного поэта Беларуси Янки Купалы (наст. Иван Доминикович Луцевич, 1882–1942).

Личность Янки Купалы – одна из самых вдохновляющих и притягательных для художников. Трибун национального возрождения, он стал той исторической фигурой, которая наиболее ярко отразила душу, характер и чаяния белорусов. Факты биографии поэта, герои его произведений и в первую очередь сам песняр не раз появлялись на живописных полотнах.

Среди изображений Янки Купалы особую ценность и интерес представляют работы, созданные художниками, которые лично знали поэта или встречались с ним, а значит, могли опираться на собственные воспоминания.

Одним из таких мастеров был Степан Андрухович, познакомившийся с Купалой в 1938 году и часто бывавший в минском доме поэта. Портрет Янки Купалы раскрывает нам характер песняра – человека большого сердца, чуткой души, честного и правдивого, которому были свойственны скромность и тонкий юмор, постоянная забота о развитии белорусской культуры.

Портрет Янки Купалы
Портрет Янки Купалы
Степан Андрухович
  • 1963
  • Холст, масло

В 1972 году Натан Воронов создал портрет к 90-летию Янки Купалы. Художник и поэт никогда не встречались лично, но восхищение творчеством песняра, любовь к его наследию помогли Н. Воронову создать запоминающийся образ, максимально точно передать тяжелое психологическое состояние народного поэта. Несмотря на внешнее спокойствие, глаза Янки Купалы на портрете выражают грусть и одиночество, рассказывают о суровой и нелегкой судьбе.

Портрет Янки Купалы
Портрет Янки Купалы
Натан Воронов
  • 1972
  • Холст, масло

Народные художники Беларуси Гавриил Ващенко и Михаил Савицкий пишут на своих полотнах молодого поэта в расцвете сил и творческой энергии. В произведении «Рождение Купалы» Г. Ващенко обращается к символическим ассоциациям, изображая будущего песняра у купальского огня, который наполняет его силой и вдохновением. На портрете Янки Купалы работы М. Савицкого перед нами предстает романтический образ поэта, погруженного в творческие размышления.

Рождение Купалы
Рождение Купалы
Гавриил Ващенко
  • 2007
  • Холст, масло
Янка Купала
Янка Купала
Михаил Савицкий
  • 1981
  • Холст, масло
Пройти налево
Пройти направо

Яркие эпизоды из жизни Янки Купалы неоднократно становились сюжетами тематических картин. Живописцы часто изображали поэта в контексте времени, рядом с современниками, друзьями, единомышленниками.

В произведении Абрама Кроля «Янка Купала и Тётка в Петербурге» мы переносимся на квартиру известного деятеля белорусской культуры, издателя, фольклориста, литературоведа Бронислава Эпимах-Шипило, где некоторое время жил Янка Купала.

Поэт читает свои стихи в кругу друзей и единомышленников – поэтессы Алоизы Пашкевич (Тётки), библиографа, литературоведа Евгения Хлебцевича, а также Б. Эпимах-Шипило. В картине привлекает внимание открытое окно, через которое в комнату проникает солнце, как бы указывая на особую озарённость этой встречи гением великого песняра, ее исключительность.

Янка Купала и Тётка в Петербурге
Янка Купала и Тётка в Петербурге
Абрам Кроль
  • 1954
  • Холст, масло

Еще одной встрече с Тёткой посвящена работа Леонида Дударенко «Янка Купала и Тётка в Вильно». Картина представляет нам двух творцов на фоне города, сыгравшего большую роль в их биографиях. Строгий образ Тётки в профиль контрастно выделяется на полотне, привлекает внимание. Сидящий рядом с ней Купала, напротив, словно сливается с городскими стенами, становясь органичной частью Вильно, воплощением её белорусского духа.

Янка Купала и Тётка в Вильно
Янка Купала и Тётка в Вильно
Леонид Дударенко
  • 1976
  • Холст, масло

Знаковую страницу из истории национального театра — премьеру комедии Янки Купалы «Павлинка» в столице Российской империи в 1913 году — воссоздает в своей картине «9 февраля. Петербургская премьера» народный художник Беларуси Владимир Товстик. Живописец представляет заключительный, чрезвычайно эмоциональный момент – выход автора пьесы на поклон вместе с артистами и близкими Купале людьми: П. Мядёлка, В. Эпимах-Шипило, Е. Хлебцевичем, Б. Эпимах-Шипило, А. Еремичем.

9 февраля. Петербургская премьера
9 февраля. Петербургская премьера
Владимир Товстик
  • 1982
  • Холст, масло

Круг общения Купалы давал художникам возможность отразить на своих полотнах и других выдающихся деятелей белорусской культуры. На картине живописца Феликса Янушкевича «Янка Купала и Бронислав Тарашкевич» мы словно присутствуем при диалоге песняра и создателя первой белорусской грамматики, наблюдаем за их встречей в варшавских Лазенках, которая, по-видимому, произошла в октябре 1925 года во время зарубежной командировки Купалы в Чехословакию и Германию. Некоторое сходство двух собеседников, которое просматривается не только в одежде, но и во внешности, наводит на мысль о духовном единстве Купалы и Тарашкевича, взаимной поддержке.

Янка Купала и Бронислав Тарашкевич
Янка Купала и Бронислав Тарашкевич
Феликс Янушкевич
  • 1982
  • Холст, масло

Среди близких Янке Купале по духу людей был писатель Кузьма Чорный, которого народный песняр очень любил и уважал. Искренняя дружба творцов продолжалась до самой смерти Купалы. На работе «Янка Купала и Кузьма Чорный в Печищах в 1942 году» художник Хаим Лившиц представляет эпизод из последнего года жизни Купалы. Перед нами – небольшая комната, где народный поэт провел последние месяцы своей жизни. Х. Лившиц сумел передать не только тяжелую атмосферу военного времени, дыхание драматического 1942 года, но и единство психологического состояния писателей – грусти, боли и особой тревоги за будущее.

 Янка Купала и Кузьма Чорный в Печищах в 1942 году
Янка Купала и Кузьма Чорный в Печищах в 1942 году
Хаим Лившиц
  • 1963
  • Холст, масло

Образ Янки Купалы, одной из центральных фигур национального возрождения, неоднократно интерпретировался художниками с точки зрения своеобразного символа нации, ее совести.

В триптихе «Сыны Родины» народный художник Беларуси Владимир Стельмашонок через наших соотечественников – Н. Менчукова, А. Соловья, К. Орловского, М. Шмырёва, А. Червякова – стремится показать национальный характер белорусов, их жизненную позицию. Символом творческой силы народа, его заветных мечтаний и надежд выступает в работе образ Янки Купалы.

Купала присутствует и на еще одной картине В. Стельмашонка из фондов Национального художественного музея – «Слово о Беларуси». При создании этого своеобразного группового портрета выдающихся белорусских просветителей, писателей, общественных деятелей живописец обращается к богатому наследию народного искусства. Янка Купала в вышиванке, со сборниками «Жалейка» и «Спадчына» в руках изображен рядом с народным поэтом Беларуси Якубом Коласом. Писатели почти одновременно вышли на литературную ниву, провозгласив право своего народа на достойную жизнь, направляя его на путь свободы и независимости, укрепляя его силы.

Равновеликость классиков белорусской литературы демонстрирует картина народного художника Беларуси Михаила Савицкого «Сеятели». Вдохновленный традициями древнерусской иконописи, автор использует мотив предстояния, возводя образы Янки Купалы и Якуба Коласа до уровня святых. Поэты выступают как два величайших пророка родной земли, сеятели белорусского языка и литературы. Насыщенный красный цвет полотна символизирует творческую энергию, но в то же время муки, напряжение и сложность как писательской судьбы, так и судьбы, выпавшей на долю Беларуси.

Сыны Родины
Сыны Родины
Владимир Стельмашонок
  • 1970
  • Холст, масло
Слово о Беларуси
Слово о Беларуси
Владимир Стельмашонок
  • 1972
  • Холст, масло
Сеятели
Сеятели
Михаил Савицкий
  • 1972
  • Холст, масло
Пройти налево
Пройти направо

Имя Янки Купалы, его творчество, его художественный образ продолжают волновать каждое новое поколение, несмотря на отдаленность во времени. Надеемся, что художественная купалиана будет иметь достойное продолжение, которое займет почетное место в фондах Национального художественного музея.

 

Подробнее об образе народного поэта Беларуси Янки Купалы в картинах из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь читайте в июльском номере журнала 

Анастасия Трофимчик – ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Республики Беларусь

 

 

 

«Роднае слова»