Фёдор Модоров «Народное собрание в Западной Беларуси». История и судьба исчезнувшей картины
Ко Дню народного единства
Фёдор Александрович Модоров (1890-1967 гг.) относится к той группе советских художников, которые в первые же годы после Великой Октябрьской социалистической революции «твердо встали на путь реалистического искусства, отражая в своих работах актуальные темы советской действительности». Бывший иконописец Модоров, ученик Н. Фешина в Казанской художественной школе, в послевоенные годы – профессор, директор Художественного института им. В. Сурикова в Москве – к концу своей жизни стал народным художником РСФСР. Как творческая личность, он был созвучен со своей эпохой, создав несколько значительных картин на актуальные темы современности.
Начиная с 1924 года, его картины появлялись на всех больших художественных выставках СССР: Ассоциации Художников Революционной России (АХРР), юбилейных выставках Советской Армии, «Индустрия социализма» 1939 года. Более 400 его картин в советское время находились в 48 музеях СССР.
С 1938 года в творчество Ф. А. Модорова входят темы, связанные с жизнью белорусского народа. Немалую роль в судьбе художника сыграл первый секретарь ЦК ВКП(б) Беларуси Пантелеймон Пономаренко, который пригласил Модорова в Минск, где тот был назначен главным консультантом при Комитете по делам искусств БССР и преподавал на курсах повышения квалификации минских художников. Фёдор Александрович периодически приезжал в БССР, «вёл общественную работу по поднятию культуры художников-живописцев».
Именно Фёдору Модорову в конце 1939 года поступило предложение Пантелеймона Пономаренко исполнить ответственный государственный заказ – создать большое историческое полотно «Народное собрание в Западной Беларуси». Модоров умел и любил работать с большими форматами, потому охотно принял предложение. Он несколько раз посетил Белосток в конце октября 1939 года и в 1940 году.
Вскоре Пантелеймоном Пономаренко было предложено создать еще одну картину – «Пионеры приветствуют Народное собрание в Западной Беларуси», но дело ограничилось только эскизом.
Художник должен был представить одну из картин на Всебелорусской выставке изобразительного искусства «Ленин и Сталин – организаторы БССР», которая открывалась в Государственной Картинной галерее в Минске в ноябре 1940 года. Работа над картиной была начата в Белостоке и продолжалась в московской мастерской Модорова почти год. Размер полотна, судя по каталогу выставки, был внушительный – 284 х 484 см, общая площадь – около 15 квадратных метров.
Модоров, окончив Петербургскую Академию художеств, был учеником мастерской передвижника Владимира Маковского и хорошо усвоил его наставления: «Отображайте самое острое, то есть характерное. Темы – это ваша жизнь. Куда ни пойдете, всюду натыкаетесь на темы, но из всего виденного выбирайте типичное». Эти указания В. Маковского сыграли большую роль в определении творческого метода художника. Конкретное, документальное и типичное сочетаются в картине Модорова.
Перед написанием масштабного полотна Модоров провел большую подготовительную работу, создал несколько эскизов композиции. Вот что говорил сам живописец:
«Я имел счастье присутствовать на открытии Народного собрания. Никогда в жизни я не забуду эти дни народного торжества и энтузиазма. Радость и счастье народа сильно взволновали меня и дали стимулы для плодотворной работы над картиной. Я решил показать на полотне незабываемый момент доклада товарища Притыцкого, когда весь зал поднялся в едином порыве, и со всех концов неслись восторженные крики: «Мы хотим Советской власти!» Многие плакали от радости. Во время Народного собрания я сделал множество зарисовок. Они послужили основой дальнейшей работы над картиной. После согласования эскизов для будущего произведения я поехал в Белосток, где мне была предоставлена
возможность написать серию этюдов портретов делегатов народного собрания. Написал до 20 таких этюдов. Работал
над картиной упорно, с большим воодушевлением, чтобы закончить её вовремя»
Для картины были написаны многочисленные натурные этюды-портреты. Среди них был портрет Первого секретаря ЦК КП(б)Б Пантелеймона Пономаренко.
Корреспондент С. Ефимов накануне открытия Всебелорусской выставки изобразительного искусства «Ленин и Сталин – организаторы БССР» посетил мастерскую художника в Москве, которая располагалась на третьем этаже особняка художников на Верхней Масловке. Ефимов подробно описывает атмосферу создания монументальной картины Модорова:
«Стены, увешанные множеством холстов, портреты, этюды, эскизы, большие сюжетные картины... Вокруг – обычные для художественной мастерской предметы, которые показывают нам тему, над которой в данный момент работает художник. На вешалке – красочные белорусские платки, пояса, разноцветные юбки. Всё это нужно Модорову для деталей картины, над которой он работает уже год.
А вот и сама картина – плод долгой творческой работы. Она занимает почти полстены. И теперь художник с кистью в руках оттачивает детали.
Художник заканчивает картину «Народное собрание трудящихся Западной Беларуси». Вот говорит Сергей Притыцкий. Он вышел на трибуну Народного Собрания, чтобы выразить думы и надежды освобождённого белорусского народа, который жаждет, по примеру своих советских братьев, жить и работать под красными звездами Кремля. И в минуту вдохновенных слов об установлении советской власти его изобразил художник.
Рядом с трибуной стоит старый крестьянин. Для него сегодня светлый радостный день. На первой скамейке сидит депутат-рабочий. И он не отрывает глаз от трибуны, боится пропустить слово.
Близко у трибуны, весь увлеченный планами на будущее, какое в реальной перспективе открывается, наконец, для трудящихся Западной Беларуси, сидит учитель Абрам Машевицкий. Чувство удовлетворения видно на лице ткача Гнедяка, его товарища по профессии ткачихи Марии Дьячук.
Перед тем, как приступить к полотну, товарищ Модоров сделал множество этюдов. Они тут же, в мастерской. Каждый этюд является своеобразной картиной. Вот портреты Гнедяка, Притыцкого, Дьячук и многих других, хорошо знакомых нам депутатов…».
Перед Модоровым стояла непростая задача. Известно, что на собрании присутствовало 927 депутатов. Художник должен был создать не только картину-репортаж, передав атмосферу тысячного зала, но и показать историческую государственную важность события для белорусского народа, выбрав наиболее типичные характерные фигуры, представляющие все слои общества. Это человек-легенда, бесстрашный Сергей Притыцкий – один из руководителей освободительного движения в Западной Беларуси, учитель Абрам Машевицкий, преподававший 25 лет в еврейской народной школе в Белостоке, ткачи текстильной фабрики, профсоюзные лидеры В. Гнедяк и Мария Дьячук.
Вот как в письме к переводчику и поэту Сергею Городецкому Якуб Колас, делегат собрания, описывал его атмосферу:
«Потрясающее, глубоко волнующее впечатление произвело это собрание. Мне никогда ещё не случалось видеть такой съезд, такой народный сход, где бы с такой силой изливалась душа народа, его горькая обида, нанесённая подлыми, глупыми, спесивыми угнетателями... А как прекрасно приветствовали депутатов наши пионеры! Никакие театры, никакие артисты не потрясли так глубоко сердце избранников народа, как эти маленькие граждане Советской страны».
Интересно, что среди пионеров, приветствующих делегатов в Белостоке, находилась и 13-летняя минчанка Елена Ресина (1926-2014), с 1957 года – сотрудница Государственного художественного музея БССР, в 1964-2000 годах – заведующая отделом русского искусства музея, автор и научный руководитель каталога коллекции русского и советского искусства. При встрече с Модоровым на его выставке в 1965 году, она поделилась с ним воспоминаниями об этом историческом событии.
В фондах Национального художественного музея Республики Беларусь сохранилось два холста одинакового размера, которые являются эскизами к полотну «Народное Собрание в Западной Беларуси» и представляют собой разные стадии работы над картиной. По ним видно, как художник постепенно приходил к окончательному варианту композиции, перемещая и уточняя фигуры переднего плана.
Он ставил задачу образно передать дух и атмосферу праздничного настроения и воодушевления, царившего в Городском театре Белостока на Народном Собрании. Художник словно наблюдает за происходящим из-за кулис сцены, что дает ему возможность охватить и президиум, и выступающих, и многолюдный зал. Разбив картину на планы, он уделил особое внимание центральной группе, по академическим правилам вписывающейся в треугольник. Здесь находятся главные герои картины – Притыцкий, ткачи Дьячук и Гнедяк.
Слева – президиум собрания, представленный несколькими типажами: рядом с опирающейся на стол интеллигентной женщиной в черной шляпке и с маленькой сумочкой, мастер изобразил белорусскую крестьянку в цветастом платке и в национальном костюме.
Справа – изображен многолюдный зал, оживляемый фигурой депутата с цветами, в волнении вскочившего с места. По эскизам видно, как постепенно уточняется этот образ – от седого старика до мужчины средних лет.
Композиционно он поддержан фигурой мужчины во весь рост с поднятой рукой (расположен слева на картине), привлекающей внимание зрителя к барельефу «Ленин-Сталин».
Делегаты первого ряда написаны, возможно, по фотографиям из газет и с портретным сходством. Так Фёдору Модорову удалось соблюсти меру документальности и образности художественного обобщения. Дальний план с бельэтажем изображен обобщённо, условно.
Атмосферу праздника вносят яркие красочные корзины цветов на переднем плане, малиновый цвет занавеса и обивки кресел. Типичны на картине два образа – «Лявониха» и «Хозяин Земли Белорусской», которые символизируют объединенный белорусский народ.
Судить о живописных достоинствах картины можно только опосредованно по эскизам и этюдам. Модоров пишет широко, в «московской» манере – энергично, сочно, «по форме», не дробя и не мельча, уверенно кладя мазок, создавая у зрителя впечатление законченности и тщательной проработки всей плоскости картины. Многие его этюды поражают насыщенным, свежим и звучным колоритом. Если в портретных этюдах он экономно и скупо пользуется цветом, то в цветочных натюрмортах первого плана можно видеть богатство его палитры, смелое сочетание ярких красок.
В Минск на открытие Всебелорусской выставки изобразительного искусства «Ленин и Сталин – организаторы БССР» 8 ноября 1940 года приехал и сам автор картины Федор Модоров, он был в числе представительной делегации художников РСФСР. Картина получила много положительных отзывов от зрителей и критиков. Отмечали, что она является лучшей из крупных тематических произведений мастера.
Картина «Народное Собрание в Западной Беларуси. 22-28 октября 1939 года. Белосток» была вывезена фашистами из Государственной Картинной Галереи, где она находились в 1941 году, в Германию, или уничтожена в первые годы войны.
Впрочем, существует и другая версия, озвученная в мемуарах дочери Модорова актрисы Марианны Модоровой-Потаповой (1924-2019).
«Он написал потрясающую картину «Народное собрание в Западной Беларуси»… Это потрясающее большое полотно висело в Беларуси, немцы его вывезли. И Пантелеймон Кондратьевич, будучи министром культуры СССР, пытался найти, куда немцы дели эту картину. Проследили, что якобы она выставлялась в Кёльнском соборе, а потом её забрал какой-то американский коллекционер, так и ушла эта картина в Америку. Остались только этюды к ней».
В Москве, в мастерской художника на Верхней Масловке, сохранились в годы войны три эскиза: два к картине «Народное собрание в Западной Беларуси» и один к полотну «Пионеры приветствуют Народное собрание в Западной Беларуси», Портрет Сергея Притыцкого (1939) и этюды: «Белорусские девушки», «Хозяин Земли Белорусской», «С. П. Притыцкий» (все 1940 года).
По инициативе директора Государственной Картинной Галереи Е. В. Аладовой эскизы были приобретены у автора для музея в 1945 году, чтобы как-то компенсировать утрату картины, а портретные этюды поступали в музей от автора на протяжении 1950-1960-х годов.
В 1959 году под наименованием «Портрет неизвестного» Фёдора Модорова из Дирекции художественных выставок и панорам СССР, как возврат художественных произведений из довоенного фонда Государственной Картинной Галереи, поступил этюд. Авторская подпись, датировка и надпись «Белосток» давали повод отнести портрет к этюдам пропавшей картины.
Модель на этюде Фёдора Модорова ошибочно определена в музейном каталоге русской и дореволюционной советской живописи как народный поэт Беларуси Якуб Колас. Якуб Колас, действительно, был делегатом Народного собрания, но ни сам Колас, ни пресса того времени не упоминают его среди персонажей картины. Внимательное изучение фотографии Коласа конца 1930-х годов позволяют предположить иного персонажа – делегата Абрама Машевицкого, визуально схожего с народным поэтом.
И этюды, и эскизы лишь в малой степени дают представление о масштабе знаменитой картины, но позволяют представить творческие поиски автора, ход работы над композицией и колористические особенности манеры Модорова.
Роль советского художника Фёдора Модорова в истории искусств БССР предвоенного десятилетия весьма значительна. Его творчество было выбрано в качестве образца и служило примером и ориентиром для белорусских художников в усвоении нарождающегося нового стиля – социалистического реализма. Его заслуги были высоко оценены правительством республики: в 1944 году Фёдор Александрович Модоров был удостоен звания «Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР» и награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Картина Фёдора Модорова оказалась востребована в копиях к 10-летнему юбилею памятной даты в 1949 году. Союз художников БССР через Минские художественно-оформительские мастерские заказал опытным живописцам, предположительно Моносу Моносзону и Виталию Цвирко (авторство известно по устным свидетельствам), её копии (думается, с согласия Модорова) для Гродненского и Слонимского региональных музеев. Оба мастера опирались в качестве композиционного и колористического образца на разные источники: Цвирко – на черно-белую репродукцию утраченной картины Модорова, а Моносзон – на предварительный эскиз из коллекции Государственной картинной галереи БССР.
В 1953 году копия картины работы М. Моносзона из Слонима была передана в Барановичский краеведческий музей. В Гродненском областном историко-археологическом музее хранится авторизованная копия работы Виталия Цвирко (без изображения медальона с портретами вождей на заднем плане).
Фёдор Модоров до конца жизни поддерживал тесные контакты с Беларусью.
4 декабря 1965 года в Государственном художественном музее БССР открылась юбилейная персональная выставка мастера к его 75-летию, были организованы его встречи со школьниками, рабочими и служащими. Коллекция музея пополнилась несколькими работами художника. Минская выставка оказалась последней: через год и три месяца, 4 марта 1967 года, художника не стало.
В коллекции Национального художественного музея находятся 17 его произведений разных периодов, закупленных у автора в послевоенное время. Однако эскизы и этюды к картине 1940 года «Народное собрание в Западной Беларуси» являются не только художественно ценными и уникальными произведениями, но и важными историческими документами белорусского народа.
Благодарим научного сотрудника Барановичского краеведческого музея Ирину Сайко и главного хранителя Гродненского государственного историко-археологического музея Елену Жарину за предоставленную информацию.
Автор – Надежда Усова, ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Республики Беларусь, Анастасия Рубашная, старший научный сотрудник Национального художественного музея Республики Беларусь.