Колас, который смотрит на нас…

К 140-летию со дня рождения Якуба Коласа

3 ноября исполняется 140 лет со дня рождения народного поэта Беларуси Якуба Коласа (наст. Константин Михайлович Мицкевич, 1882–1956).

В духовной жизни белорусского народа Якуб Колас, по словам Нила Гилевича, «…явление необыкновенное, уникальное и… бескрайнее. Явление, которое не объять и самым широким взглядом, во все глубины которого не проникнуть даже самым внимательным всматриванием». Неудивительно, что личность писателя, в которой сосредоточились мудрость и духовный опыт всего народа, неизменно привлекала настоящих творцов: живописцев, скульпторов, мастеров-графиков.

В фондах Национального художественного музея хранится 9 полотен с изображением народного поэта. Прижизненных портретов в коллекции нет, но есть произведение, написанное вскоре после смерти поэта мастером, лично знакомым с Коласом. Речь идет о народном художнике Беларуси Валентине Волкове.

В 1957 году, когда была создана рабочая группа для организации Литературного музея Якуба Коласа и его директор Даниил Мицкевич обратился к старейшим художникам с просьбой написать портреты для экспозиции, В. Волков был одним из первых, кто откликнулся на эту просьбу. Вариант этого портрета, подаренный музею сыном и дочерью художника в 1971 году, хранится в фондах Художественного.

Работа создавалась на основе фотографий последних лет жизни писателя. В. Волков опирался и на собственные воспоминания. Художник обращается к наиболее знакомому ему образу: Колас первой половины 1950-х, сосредоточенный и суровый, писатель и ученый. Строгий черный костюм, застылость, неподвижность позы, сдержанность красок. Художник максимально подчеркивает общественную значимость песняра. Перед нами серьезный, авторитетный человек с богатым жизненным опытом.

Портрет Якуба Коласа
Портрет Якуба Коласа
Валентин Волков
  • 1957
  • Холст, масло

Некую попытку отойти от образа классика «в годах» можно увидеть в портрете работы народного художника Беларуси Михаила Савицкого, где перед нами предстает романтический образ Якуба Коласа. Портрет создан на основе фотографий середины 1920-х годов. В тот момент писатель находился в самом расцвете жизненных и творческих сил. Две его знаковых поэмы — «Новая земля» и «Сымон-музыка» — уже были опубликованы, в 1926 году Якуб Колас был удостоен звания народного поэта Беларуси. Художнику удалось не только точно передать внешние характеристики, но и раскрыть внутренний мир творца – человека вдумчивого, рассудительного, мудрого.

Якуб Колас
Якуб Колас
Михаил Савицкий
  • 1981
  • Холст, масло

Имя Якуба Коласа неизменно произносится вместе с именем Янки Купалы. Сам Колас всегда отзывался о своем друге и единомышленнике с теплотой и уважением, но отмечал, что они с ним не повторяют друг друга. При этом он добавлял, что, может быть, это и неплохо, что поэты воспринимаются иногда как одно существо, склеенное из двух половинок, потому что, «собрав воедино все, что было написано одним и другим, более полный образ нашего края представляется».

Это равенство, значимость известных писателей для Беларуси подчеркивает Михаил Савицкий в своем полотне «Сеятели». Автор возводит образы Янки Купалы и Якуба Коласа в ранг святых, величайших пророков нашей земли, сеятелей белорусского языка и литературы. Как молитвенные тексты выглядят отрывки из их произведений, записанные в книгу и свиток, которые писатели держат в руках. Из литературного наследия Коласа М. Савицкий выбирает стихотворение «На новой земле», где ярко выражен один из центральных образов творчества поэта — образ дороги.

Сеятели
Сеятели
Михаил Савицкий
  • 1972
  • Холст, масло

Знаменитые песняры соседствуют еще на одной работе из собрания Национального художественного музея – «Слово о Беларуси» Владимира Стельмашонка. Колорит картины воссоздает вышитые ручники и домотканые ковры. Якуб Колас в костюме, при галстуке, с изданиями своих самых известных поэм «Новая Земля» и «Сымон-музыка» в руках, изображен на фоне строк из стихов «Своему народу», «Народам СССР» и «Песней приветствую я вас».

Слово о Беларуси
Слово о Беларуси
Владимир Стельмашонок
  • 1972
  • Холст, масло

Именно кисти В. Стельмашонка принадлежит едва ли не самый выразительный и лаконичный «Портрет Якуба Коласа». Работая над этим произведением, художник использовал традиции православной живописи, фактически создав икону, которой, по сути, и был народный поэт. Огромный масштаб фигуры Коласа, нейтральный фон, определенная графичность изображения делают поэта похожим на библейского пророка, идущего по родной земле. Широкая шляпа, сдвинутая на затылок, создает впечатление нимба, крестьянская рубашка, в которую одет герой, похожа на хитон, а свита — на гиматий. В картине, начиная с самого верха и спускаясь вниз, многократно повторяется мотив круга – символа небес, обители Бога. Иконописный стиль подчеркивается также использованием вместе с масляными темперных красок, которыми в основном и писали иконы.

 

Портрет Якуба Коласа
Портрет Якуба Коласа
Владимир Стельмашонок
  • 1966–1967
  • Холст, масло, темпера

Интерес белорусских художников к жизни и творчеству Якуба Коласа всегда был очень высок, но, конечно, особенно возрос в юбилейные годы. В 1982 году, к 100-летию Янки Купалы и Якуба Коласа, была организована республиканская выставка «Песняры земли белорусской», на которой художник Александр Ксендзов представил свою работу «Мой родны кут...». В качестве названия были выбраны самые известные строки песняра – начало поэмы «Новая земля». Родной уголок Якуба Коласа – это Столбцовщина, дорогие сердцу поэта места – Акинчицы, Альбуть, Ласток, Смольня, это и родной дом, который всегда встречает его с дороги. Для написания картины художник, вероятно, использовал фотографии Коласа 1920-х годов – писатель предстает перед нами довольно молодым, худощавым человеком.

«Мой родны кут...»
«Мой родны кут...»
Александр Ксендзов
  • 1982
  • Холст, масло

Личность песняра продолжает вдохновлять художников и в ХХІ веке. Так, в 2007 году заслуженным деятелем искусств Республики Беларусь Владимиром Кожухом был создан триптих «Якуб Колас». Писатель предстает здесь в необычном образе, совсем не таким, каким мы привыкли видеть его на страницах учебников. Это не серьезный, полный важности представитель белорусской культуры, не общественный деятель, не ученый, а прежде всего – творец, которого мы застигли в момент вдохновения, раздумья, создания новых литературных строк.

В портрете нет ничего показного, внешне эффектного, ведь художника привлекает внутренняя сосредоточенность писателя на творческом процессе. Благодаря воображению В. Кожуха, мы можем ощутить обаятельность живого классика.

Якуб Колас
Якуб Колас
Владимир Кожух
  • 2007
  • Холст, масло
Якуб Колас
Якуб Колас
Владимир Кожух
  • 2007
  • Холст, масло
Якуб Колас
Якуб Колас
Владимир Кожух
  • 2007
  • Холст, масло
Пройти налево
Пройти направо

Изображение литературного классика — всегда почетная и притягательная задача, но в то же время достаточно сложная. Портреты Якуба Коласа из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь – это не только классические образы писателя, призванные показать все величие и мощь фигуры песняра, но и, так сказать, нестандартный, необычный взгляд на народного поэта, характерный неожиданным психологическим решением портрета, что дает нам возможность увидеть классика под другим углом, ощутить живой пульс его натуры.

 

Анастасия Трофимчик – ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Республики Беларусь

 

Подробнее об образе народного поэта Беларуси Якуба Коласа в картинах из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь читайте в ноябрьском номере журнала «Роднае слова» .

 

Журнала «Роднае слова»