Край белых аистов. Образ Родины в произведениях белорусских художников XVIII–XXI вв.
У большинства живописцев образ Родины устойчиво ассоциируется с воспеванием белорусской природы. Пейзажный жанр имеет давнюю историю в белорусской живописи и графике. Уже в произведениях иконописи и книжной гравюры начала XVIII века мы видим его элементы.
Многие белорусские художники позднейших периодов посвятили все свое творчество Беларуси, восхищались ее природной красотой, тем уголком, где они родились и выросли. Их произведения запечатлели как бескрайние просторы, так и укромные тихие селения нашей страны. В белорусской природе есть своё неповторимое очарование и несомненная красота. Это бесконечное раздолье лугов, уходящие за горизонт поля, длинные ленты великих рек и голубые бескрайние озера. Времена года – особая тема в творчестве художников. Белорусская природа предстаёт то заснеженной, то пробуждающейся, то залитой летним солнцем, то одетой в драгоценные наряды осени. Представить образ родной земли многоплановым как во времени и темах, так и в художественных стилях – основная цель и концепция выставки.
Пейзажная живопись Беларуси конца XIX века представлена именами Ф. Рущица, А. Горавского, С. Жуковского, В. Бялыницкого-Бирули. Художники разрабатывали вид пейзажа, где главной задачей является лирическое изображение характерного мотива родной природы. В их творчестве большое место занимает пейзажный этюд или пейзаж, написанный непосредственно с натуры. Традиции этих мастеров продолжал Юдель Пэн с его характерными изображениями видов Витебска и городских окраин.
В ХХ–ХХI веках к теме родины в пейзажной живописи обращались многие белорусские художники. Для их произведений характерно соединение лирического начала и эпический охват мира. Живописцам было важно, основываясь на конкретной местности, которая становилась объектом отражения, создать обобщенный эпический образ родного края (В. Цвирко, М. Данциг, В. Громыко, П. Маслеников, Д. Алейник и др.). Ощущение единства внутреннего мира человека и природы, чувство неразрывной связи с землей находило отражение в произведениях белорусских мастеров, где созданы по-философски содержательные, символически насыщенные образы родной природы.
Образ Родины, родного края стал одним из главных мотивов в творчестве белорусских художников разных поколений и художественных традиций. Коллекция белорусского искусства XVIII–ХХI вв. Национального художественного музея Республики Беларусь – яркое тому подтверждение. Многие живописцы, графики, скульпторы на протяжении нескольких столетий обращения к этой теме внесли важный вклад в формирование художественного облика нашей родины в изобразительном искусстве.
Выставочный проект реализован при поддержке гранта Президента Республики Беларусь в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, молодежной политики и в рамках мероприятий, посвященных Году мира и созидания.
Куратор выставки – ведущий научный сотрудник Л. Л. Сысоева