Не только Волков

Ко Дню Независимости Республики Беларусь

С начала величайшей войны ХХ века прошло более 80 лет, а раны, оставленные на теле белорусского народа, не зажили до сих пор.

И когда речь заходит о тех событиях, в сознании современных людей часто возникают художественные образы. Человек так устроен, что почти на все важнейшие исторические события смотрит сквозь призму искусства. И верит талантливым произведениям даже больше, чем свидетельствам очевидцев или фотографии.

Осмысление событий военного времени стало одной из самых распространенных тем в белорусском изобразительном искусстве. Этот страшный опыт, одновременное ощущение и трагедии, и триумфа с исключительной силой переживались миллионами граждан, в том числе и художниками, многие из которых были непосредственными участниками военных событий.

Минск. 3 июля 1944 года
Минск. 3 июля 1944 года
Валентин Волков
  • 1946–1955
  • Холст, масло
«Минск. 3 июля 1944 года» (Графический набросок к картине)
«Минск. 3 июля 1944 года» (Графический набросок к картине)
Валентин Волков
  • Вторая половина 1940-х – первая половина 1950-х.
  • Бумага, уголь
«Минск. 3 июля 1944 года» (Графический набросок к картине)
«Минск. 3 июля 1944 года» (Графический набросок к картине)
Валентин Волков
  • 1947 г.
  • Картон, уголь
«Минск. 3 июля 1944 года» (Этюд к картине)
«Минск. 3 июля 1944 года» (Этюд к картине)
Валентин Волков
  • Вторая половина 1940-х.
  • Холст, фанера, масло
«Минск. 3 июля 1944 года» (Этюд к картине )
«Минск. 3 июля 1944 года» (Этюд к картине )
Валентин Волков
  • Вторая половина 1940-х.
  • Холст, масло
«Минск. 3 июля 1944 года» (Этюд к картине )
«Минск. 3 июля 1944 года» (Этюд к картине )
Валентин Волков
  • Вторая половина 1940-х.
  • Холст, масло
Разгром немцев под Минском
Разгром немцев под Минском
Анатолий Волков
  • 1946
  • Холст, масло
Минск освобожден
Минск освобожден
Евгений Зайцев
  • 1977
  • Холст, масло
Минск. Праздник 3 июля
Минск. Праздник 3 июля
Виктор Хацкевич
  • Холст, масло
Победа. (Освобождение)
Победа. (Освобождение)
Май Данциг
  • 1984
  • Холст, масло
Пройти налево
Пройти направо

Валентин Волков

В постоянной экспозиции Национального художественного музея Республики Беларусь особое место занимает масштабное полотно Валентина Волкова «Минск. 3 июля 1944 года» — картина, ставшая своеобразным художественным символом освобождения столицы Беларуси от оккупации.

Художнику потребовалось почти 10 лет, прежде чем окончательный вариант произведения был представлен публике.

За время работы над картиной Валентин Волков создал более 220 рисунков, 11 композиционных зарисовок и около 50 живописных этюдов. На картине все написано с натуры – десятки людей, архитектура, военная техника, амуниция, оружие, цветы. Даже для персонажей второго плана тщательно подбиралась натура. Мастер понимал, что каждая деталь картины должна быть узнаваемой и точной. В. Волков поставил перед собой задачу создать историческую многофигурную картину «большого стиля», которая передала бы чувства радости и счастья минчан в то солнечное июльское утро.

Анатолий Волков

Освобождение столицы Беларуси стало возможным благодаря Минской наступательной операции – одному из ключевых этапов Белорусской стратегической операции 1944 года под условным названием «Багратион», целями которой был разгром немецкой группы армий «Центр». 

Один из эпизодов боев под Минском отобразил в своем произведении сын Валентина Волкова, художник Анатолий Волков.

Евгений Зайцев 

Еще одним мастером, не обошедшим тему освобождения Минска, был Евгений Зайцев, ученик Валентина Волкова, народный художник Беларуси, признанный классик исторической живописи.

В своей работе «Минск освобожден» художник передает эмоциональный момент встречи советских войск на главной площади города на фоне самого большого общественного здания Беларуси – Дома Правительства.

Виктор Хацкевич

Художники послевоенного поколения, встретившие войну детьми, в своих произведениях пытались философски переосмыслить события героического прошлого, использовали новые средства выразительности, обобщали реально произошедшие события и возносили их до символа. Так, на работе Виктора Хацкевича «Минск. Праздник 3 июля» в насыщенно-красном цвете развевающихся флагов видится не только торжество жизни, но и страдания, испытания, выпавшие на долю родной страны.

Май Данциг

Военная тема была центральной в творчестве народного художника Беларуси Мая Данцига. Его произведения отличались невероятной силой эмоционального воздействия, глубиной смысла и оригинальностью композиционного решения. Многоплановая, многофигурная, многосюжетная картина «Победа. (Освобождение)» – один из ярких тому примеров.

События Второй мировой войны, несмотря на отдаленность во времени, остаются в поле культурной памяти и становятся предметом всестороннего художественного осмысления. В своих картинах белорусским художникам удалось правдиво и пронзительно рассказать военную историю страны, передать глубоко личное переживание событий того времени.

Анастасия Трофимчик – ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Республики Беларусь