Реквием. Серия офортов и литографий «Минское гетто» Лазаря Рана
К Международному дню памяти жертв Холокоста
Однако азы искусства будущий художник постигал под руководством витебского мастера Юделя (Юрия) Пэна, чем очень гордился. Как и учитель, Лазарь Ран стал абсолютным реалистом. После окончания школы он переехал в Минск и работал иллюстратором детских книг в Госиздате БССР. С середины 1930-х работал не только в белорусской столице, но и в Москве, участвовал в минских художественных выставках, в основном как портретист, выполнял заказы на исторические композиции. В 1940 году стал членом Союза художников БССР.
С наступлением Великой Отечественной войны в жизнь Лазаря Рана ворвалась трагедия. Вся семья художника – мать, жена, трое детей, сестра – погибла в Минском гетто. Он выжил только потому, что начало войны застало его в Москве, где мастер находился в длительной творческой командировке. О страшной судьбе родных Ран узнал от знакомых только после освобождения Минска в 1944 году, когда смог вернутся в город. «Это мучило его всю жизнь, заставляло испытывать скрытое чувство вины, и он постоянно возвращался в мыслях к этой трагедии», – вспоминал Станислав, сын Л. Рана от второго брака.
В 1950-х график начал серию офортов «Минское гетто» и работал над ней 20 лет. Каждый лист рождался в творческих муках. Художник вспоминал: «Это офорт... Стираешь, все делаешь, несколько месяцев занимаешься... А потом смотришь – надо одну фигуру двигать, другую...». Ужасные сцены жизни в гетто, которых он не видел, но странным образом ощущал через эмоциональные связи с умершими, график выцарапывал миллиметр за миллиметром на металле по мягкому лаку. Ран создавал все новые и новые версии, неоднократно возвращаясь к одной и той же композиции, стремясь добиться максимальной четкости и технического совершенства.
Этот цикл — одно из самых проникновенных и эмоциональных произведений, посвященных трагедии Холокоста. Возможно, это портреты самых близких ему людей – сына Солика (Саула), дочери и её малыша, родившегося и погибшего уже в гетто. Смерть, безумие, любовь, отчаяние, непонимание, непоколебимость, страх – каждое из произведений посвящено одной из плоскостей того многогранного сложного и трагического мира. Всего в цикле 19 листов, и каждый из них – это отдельный черно-белый рассказ о жизни, а точнее – о смерти евреев Минского гетто. Они поражают душевной болью и драматизмом. Цикл произведений Лазаря Рана – художественный памятник тысячам павшим узникам Минского гетто и страшное напоминание о том, что геноцид не должен повториться. По внутреннему напряжению и трагизму, эмоциональному воздействию они напоминают «Бедствия войны» Франсиско Гойи, под впечатлением офортов которого безусловно, находился художник.
В 1979 году с помощью немецкой художницы Леи Грундиг (1906–1977), председателя Союза художников коммунистической ГДР, которая приобрела цикл в 1970-х годах, альбом Рана из 17 гравюр поступил в Дрезденскую картинную галерею.
После этого мастер перевел рисунки в литографии, что позволило увеличить тираж. В качестве художественного элемента Лазар Ран вводит надписи на идише в литографиях «Говори, слушай, помни», «Фашистские убийцы» и «Реквием», которые доносят до зрителя мысли и чувства художника. В отличие от офортов, где преобладает красочное сочетание темных и светлых тонов, литографии выглядят как скульптурные рельефы. Две литографии – «Мадонна из гетто» и «Посвящение Абраму Бразеру» – выполнены в стиле еврейских надгробий. Заслуженный деятель БССР Абрам Бразер (1892–1942), известный белорусский скульптор, живописец и график, был другом художника и погиб в Минском гетто вместе с сыном. Эта тема не покидала художника всю жизнь.
Лазарь Ран также известен как художник и скульптор. В своих бронзовых рельефах «Погибшим в гетто посвящается», «Музыка», «Памяти Януша Корчака» (1978), используются символы еврейских святынь и тексты на языке идиш. Бронзовая скульптура задумывалась художником как памятник погибшим в Минском гетто. (Такой памятник «Яма» был установлен архитектором Л. Левиным и скульпторами А. Финским и Е. Полак в Минске в 2000 г.).
Впервые альбом офортов Рана был показан в 1991 году на выставке в минском Дворце культуры тонкосуконной фабрики им. Т. Я. Кисялева, через три года после смерти художника. В 2014 году в Национальном историческом музее Республики Беларусь прошла самая представительная выставка 19 работ из частной коллекции Андрея Филатова.
К сожалению, в нашем музее нет полной коллекции этого цикла, который художник пополнял на протяжении всей жизни; в музее хранится всего 5 гравюр: по 5 оттисков с офортов "Сумасшедшая" и "Музыкант" (1955–1975) и три листа – "Реквием", "Художник" и "Больная мать" (1970–1980-е) поздний литографический цикл. Офорты были приобретены у автора в 1980 г., а последние литографии получены в 2010 г. от частного лица.
Составитель: Надежда Усова, ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Республики Беларусь
При участии: Екатерины Шитиковой и Светланы Ржеуцкой, научных сотрудников Национального художественного музея Республики Беларусь
Выражаем благодарность внучатой племяннице художника – Глории Ран