«Владимир Доморад. Художник-ветеран», посвящено Дню Победы
Архив 2021
В 2020 году сын художника, минский пейзажист Семен Доморад, подарил музею еще 14 графических работ отца, которые мы представляем на этой выставке.
Творчество Владимира Доморада неразрывно связано с Бобруйском. В его живописных произведениях отражены многие события, сказавшиеся на облике города, сохранены образы горожан. Художником создано множество интересных произведений в жанрах тематической картины, чаще всего сюжетно связанных с войной; пейзажа, в том числе образы индустриального Бобруйска.
Художник родился в Бобруйске в 1919 году, когда город был занят польскими войсками. Его alma mater – Витебское художественное училище. В. Домораду повезло учиться у таких замечательных педагогов, как Л. Лейтман, Ф. Фогт, В. Дежиц, стоявших у истоков витебской акварельной школы. По завершении учебного курса, в 1939 году, получил направление в Бобруйский колхозно-совхозный театр, где в довоенные годы участвовал в оформлении ряда спектаклей.
1942 года В. Доморад на фронте. Некоторое время был снайпером, а после ранения переведён на комсомольскую работу. После возвращения домой снова работал художником-постановщиком, только уже в Русском театре Бобруйской области. Ещё одна страница биографии художника – работа в краеведческом музее. В. Доморад занимал должность хранителя фондов.
В апреле 1948 года член Союза художников А. Островский и В. Доморад, бывший в то время кандидатом в члены Союза, стали представителями художников Бобруйской области на II съезде Союза художников БССР, а затем занимались созданием Товарищества художников Бобруйской области – областной секции Союза.
В. Доморад активно демонстрировал свои работы на многих выставках. Значительное внимание зрителей и критики привлекла к себе работа маслом «Возложение венков на могилу Бахарова» – наибольшая творческая удача художника в послевоенные годы. В тот период создание больших тематических картин патриотического содержания было общей тенденцией советского искусства, и В. Доморад не остаётся в стороне от этого процесса. Картина была показана на Республиканской выставке 1953 года. Последний раз она выставлялась в Центральном Доме офицеров в Минске в 1953 году. Скорее всего, была передана в клуб воинской части.
В первые пятнадцать послевоенных лет В. Доморад работает в разных техниках, однако к концу 1950-х годов заметно преобладает акварель.
1960-е годы в художественной жизни Бобруйска мы рассматриваем как новый самостоятельный период, получивший своё «лицо», в первую очередь за счёт притока в город молодых сил. Новые художники постепенно, шаг за шагом, оттесняли своих старших коллег.
И только работы В. Доморада систематически продолжали отмечать на выставках журналисты и художественные критики. Необходимо отдать художнику должное. Он сумел прочувствовать «новое время», отреагировать и встроиться в него. В. Доморад обрёл важную составляющую своего творчества, которая способствовала формированию индивидуальности художника. Именно в 1960-е годы виды отстраивающегося Бобруйска, выполненные в акварельной технике уже зрелого мастера, становятся его основной темой на длительный период. Это наиболее узнаваемая часть творчества и своеобразная визитная карточка В. Доморада.
В 1969 году состоялась первая персональная выставка, приуроченная к 50-летию художника. Индустриальные пейзажи Бобруйска доминировали в экспозиции. Избранная тема представляла автора зрителю как летописца, знатока истории и художника с выраженным логическим мышлением. Индустриальные пейзажи демонстрируют уверенный профессионализм, следование традициям витебской акварельной школы.
Живописная история некоторых бобруйских предприятий зачастую начинается с пейзажей с экскаваторами и самосвалами на пустырях, с закладыванием заводских корпусов, с высокими трубами котельных, с рельсовыми путями. Так создавались шинный комбинат, ТЭЦ-2, машиностроительный завод им. Ленина…
Особое предпочтение художник отдавал изображениям пристани с её небольшими судами и баржами, портовыми кранами, горами песка и брёвен и всегда спокойной, ровной гладью реки, переливающейся всеми красками, подобно зеркалу отражающей рассветы и закаты с бесчисленными оттенками весны, лета и осени. Красавица Березина в его картинах предстаёт неутомимой труженицей, несущей своими водами бесчисленное количество плотов к лесокомбинату, которому тоже посвящено множество работ. Художник со свойственной ему тщательностью и фотографической точностью рисует процессы подачи леса в перерабатывающие цеха.
Творческие предпочтения В. Доморада складывались на протяжении длительного времени. Заметно, как формировалась его индивидуальность, как он находил свою узнаваемую манеру. В тематических картинах, в индустриальных пейзажах мы видим художника, работающего в стилевых рамках своего времени. Это не односеансные этюды, а сложные по композиции и технике исполнения пейзажи-настроения.
В этих работах выделяется особо трогательное отношение художника к просторам родной Бобруйщины, восхищение дивными уголками первозданной природы, видами Березины с бескрайними заливными лугами, притоками, озёрами и старицами.
Работы выполнены с типичной для В. Доморада пастельной нежностью. Пейзажи Бобруйщины – это Родина, дорогие сердцу места, с которыми связана вся жизнь художника, они пробуждают в его душе свет и мягкость, переносимые в произведения.
Нельзя не сказать об удивительной работоспособности мастера. Из года в год, изо дня в день до самого конца своей жизни художник приходил в мастерскую и работал. А результатом упорного труда были регулярные персональные выставки, проходившие практически каждые пять лет.
Творчество В. Доморада – это долгий путь художника, пройденный со своей страной, впитавшего её культуру, традиции и идеологию. В многочисленных картинах видно отражение этого пути, жизнь Отечества как в трагические периоды, так и в годы восстановления и развития экономики, для потомков сохранены образы людей близких и далёких, открыта красота и лиричность родной природы. Необычен выбор художником основной темы своего творчества – индустриализации родного города. И по прошествии десятилетий его работы не только сохранили художественные достоинства, но и приобрели историческую ценность, став живописным свидетельством промышленного становления родного города.
Текст Геннадия Благутина
Бобруйский художественный музей
Из статьи «Индустриализация Бобруйска в творчестве Владимира Доморада», Нефедовские чтения, 2020