Рисунки Филиппа Андреевича Малявина в собрании НХМ РБ

В 2005 г. коллекция русской графики пополнилась двумя рисунками выдающегося русского художника конца ХІХ – начала ХХ в. Филиппа Андреевича Малявина (1869–1940): «Баба в сарафане» (бумага, графитный карандаш, 30,8х28,1. Справа внизу инициалы: Ф.М.) и «Автопортрет. Два наброска» (бумага на картоне, графитный карандаш, 38,5х27,7). Ранее рисунки находились в собрании белорусского графика Евгения Кулика (1937–2002).

В коллекции русского искусства НХМ РБ живопись Ф. Малявина представлена разнообразно и достаточно полно: не только полотнами периода его расцвета («Крестьянка в красном платье», 1900-е; «Старуха». 1915; «Баба», 1916 и др.), но и не менее интересными ранними произведениями (например, «Мальчик на медвежьей шкуре», 1897). Графических работ художника у нас до недавнего времени не было.

Как у каждого крупного мастера, у Ф. Малявина был свой неповторимый живописный язык, свой мир образов, к которым он постоянно обращался. Особую известность получили портреты русских крестьянок, «баб» и «девок», написанные ярко, мощно, темпераментно. Рисунок «Баба в сарафане» по своей стилистике, по яркой выразительности характера, по типажу органично вписывается в этот мир «малявинских баб». Фигура крестьянки монументальна, заполняет собой почти все пространство листа. Штрихи карандаша безошибочно точны и лаконичны. Легким касанием, как бы намечая, художник рисует лицо, платок на голове, завязанный сзади, пышные рукава рубахи, движение рук, сложенных на животе. Жирным штрихом очерчивает контур фигуры, подчеркивая ее пластику, намечает светотень.

По воспоминаниям Игоря Грабаря, Малявин «рисовал большими обрубками прессованного мягкого грифеля, которые откуда-то выписал. Чиня грифель в виде острого плоского долотца, он одновременно мог проводить им тончайшие линии и широкие жирные штрихи, сочетая контурную манеру с живописными эффектами светотени»1.

Второй рисунок представляет собой два наброска мужской головы, расположенных в верхней части листа (две трети листа свободны). Даже при беглом взгляде в глаза бросается сходство изображенного лица с самим художником (живописными портретами, фотографиями Ф.А. Малявина). Существует множество автопортретов Малявина, исполненных карандашом в 1900-е гг. в той же эскизной манере, что и приобретенный нами рисунок. Наше предположение, что мы приобрели автопортрет Малявина подтвердилось при сравнении с графическими автопортретами художника, хранящимися в ГТГ (часто совпадают и размер листа, и тон бумаги). Малявин рисует преимущественно только голову в разных поворотах и ракурсах. Определенная незавершенность подобных рисунков, в том числе и нашего, оборачивается удачным приемом, который подчеркивает непринужденность изображения, сохраняя при этом и состояние внутренней сосредоточенности, и все характерное в облике.

Оба рисунка – «Баба в сарафане» и «Автопортрет. Два наброска» мы предлагаем датировать 1900-ми гг. В рисунках 1910-х гг. изобразительные приемы Ф. Малявина меняются, чаще встречается использование цветного карандаша и акварели.

Коллекция русской оригинальной графики ХІХ–ХХ вв. невелика по объему и неравноценна по составу. Тем более значимо приобретение произведений такого высокого уровня, какими являются рисунки Ф.А. Малявина.

 

1. Грабарь, И. Моя жизнь. Автомонография / Игорь Грабарь.– Москва–Ленинград, 1937. С. 193.

Резник Т.А.

публикуется по материалам научно-информационного издания "Сообщения Национального художественного музея Республики Беларусь", выпуск 7.  Мн., "Белпринт", 2008, стр. 136–138.

При использовании материалов ссылка на сайт и издание ОБЯЗАТЕЛЬНА

частые вопросы
Где я могу припарковать автомобиль?

Ближайшие парковочные места находятся вдоль ул. Карла Маркса (парковка платная).

Есть ли в музее wi-fi?

Да, на первом этаже главного корпуса можно подключиться к бесплатному wi-fi, точка доступа Artmuseum.by free wi-fi 

Можно ли находиться в музее в верхней одежде?

Правила посещения музея не предусматривают посещение экспозиции в верхней одежде. Ее необходимо оставить в гардеробе.

С какими вещами находиться в музейных залах нельзя?

Все габаритные сумки, рюкзаки, пакеты, зонты необходимо сдать в гардероб или оставить в камере хранения. Бутылки с водой проносить на экспозицию нельзя, пить воду можно в вестибюле или музейном кафе на первом этаже.

Можно ли посещать экспозицию музея с детской коляской?

Да, мы рады посетителям возрастной категории 0+. Обратите внимание на то, что на первом этаже музея расположено только 5 выставочных залов. Для того чтобы посетить другие – необходимо подняться по лестнице.

Новый корпус – это где?

Новый корпус – все то же здание по ул. Ленина, 20. Попасть в экспозиции нового корпуса можно через главный вход в музей. В залах русского искусства есть переход в новые залы, которые были пристроены к основному зданию в 2006 году.

Есть ли в музее лифт?

К сожалению, в музее нет лифта. Главное здание музея было построено в 1957 году, и лифт не был предусмотрен в архитектурном проекте.

Какие условия созданы для посещения людьми с ограниченными возможностями?

Для беспрепятственного изучения экспозиции верхних этажей в музее есть специальный подъемник. Если он необходим для Вашего визита в музей, пожалуйста, свяжитесь с администратором экскурсионного бюро по городскому номеру: 397-01-63 либо 342-87-87.

В экспозиции нового корпуса находятся специальные картины и скульптуры для тактильного изучения, оснащенные звуковой записью с подробным описанием произведений.

Существует ли в музее день бесплатного посещения?

Последняя среда месяца – день льготного посещения. Входной билет в последнюю среду каждого месяца составляет 4 руб. для взрослых, 2 руб. для школьников и студентов дневной формы обучения.

Есть ли скидки на приобретение входного билета для пенсионеров?

К сожалению, льготы для людей пенсионного возраста в музее не предусмотрены.

Есть ли в музее аудиогид?

Услуга аудиогида оплачивается при посещении в сувенирном киоске музея. Аудиогиды по постоянной экспозиции музея доступны на белорусском, русском, английском и китайском языках.

Как мне попасть на экскурсию?

В экскурсионном бюро производится запись организованных групп от пяти человек и индивидуальных экскурсий (групп до пяти человек).

Записываться необходимо как минимум за неделю до предполагаемого визита по городскому телефону: 397-01-63. В рамках акций и специальных мероприятий музей нередко устраивает сборные экскурсии по входному билету в музей.

Подробная афиша всех событий публикуется в разделе «Новости».