В 2005 г. коллекция русской графики пополнилась двумя рисунками выдающегося русского художника конца ХІХ – начала ХХ в. Филиппа Андреевича Малявина (1869–1940): «Баба в сарафане» (бумага, графитный карандаш, 30,8х28,1. Справа внизу инициалы: Ф.М.) и «Автопортрет. Два наброска» (бумага на картоне, графитный карандаш, 38,5х27,7). Ранее рисунки находились в собрании белорусского графика Евгения Кулика (1937–2002).
В коллекции русского искусства НХМ РБ живопись Ф. Малявина представлена разнообразно и достаточно полно: не только полотнами периода его расцвета («Крестьянка в красном платье», 1900-е; «Старуха». 1915; «Баба», 1916 и др.), но и не менее интересными ранними произведениями (например, «Мальчик на медвежьей шкуре», 1897). Графических работ художника у нас до недавнего времени не было.
Как у каждого крупного мастера, у Ф. Малявина был свой неповторимый живописный язык, свой мир образов, к которым он постоянно обращался. Особую известность получили портреты русских крестьянок, «баб» и «девок», написанные ярко, мощно, темпераментно. Рисунок «Баба в сарафане» по своей стилистике, по яркой выразительности характера, по типажу органично вписывается в этот мир «малявинских баб». Фигура крестьянки монументальна, заполняет собой почти все пространство листа. Штрихи карандаша безошибочно точны и лаконичны. Легким касанием, как бы намечая, художник рисует лицо, платок на голове, завязанный сзади, пышные рукава рубахи, движение рук, сложенных на животе. Жирным штрихом очерчивает контур фигуры, подчеркивая ее пластику, намечает светотень.
По воспоминаниям Игоря Грабаря, Малявин «рисовал большими обрубками прессованного мягкого грифеля, которые откуда-то выписал. Чиня грифель в виде острого плоского долотца, он одновременно мог проводить им тончайшие линии и широкие жирные штрихи, сочетая контурную манеру с живописными эффектами светотени»1.
Второй рисунок представляет собой два наброска мужской головы, расположенных в верхней части листа (две трети листа свободны). Даже при беглом взгляде в глаза бросается сходство изображенного лица с самим художником (живописными портретами, фотографиями Ф.А. Малявина). Существует множество автопортретов Малявина, исполненных карандашом в 1900-е гг. в той же эскизной манере, что и приобретенный нами рисунок. Наше предположение, что мы приобрели автопортрет Малявина подтвердилось при сравнении с графическими автопортретами художника, хранящимися в ГТГ (часто совпадают и размер листа, и тон бумаги). Малявин рисует преимущественно только голову в разных поворотах и ракурсах. Определенная незавершенность подобных рисунков, в том числе и нашего, оборачивается удачным приемом, который подчеркивает непринужденность изображения, сохраняя при этом и состояние внутренней сосредоточенности, и все характерное в облике.
Оба рисунка – «Баба в сарафане» и «Автопортрет. Два наброска» мы предлагаем датировать 1900-ми гг. В рисунках 1910-х гг. изобразительные приемы Ф. Малявина меняются, чаще встречается использование цветного карандаша и акварели.
Коллекция русской оригинальной графики ХІХ–ХХ вв. невелика по объему и неравноценна по составу. Тем более значимо приобретение произведений такого высокого уровня, какими являются рисунки Ф.А. Малявина.
1. Грабарь, И. Моя жизнь. Автомонография / Игорь Грабарь.– Москва–Ленинград, 1937. С. 193.
Резник Т.А.
публикуется по материалам научно-информационного издания "Сообщения Национального художественного музея Республики Беларусь", выпуск 7. Мн., "Белпринт", 2008, стр. 136–138.
При использовании материалов ссылка на сайт и издание ОБЯЗАТЕЛЬНА