Социальная адаптация незрячих в странах Европы – задача целого общества, а не отдельных государственных структур. В зарубежных странах накоплен значительный опыт работы музеев с людьми с ограниченными возможностями, и сегодня практически все ведущие музеи мира доступны для данной категории посетителей. Для незрячих и слабовидящих существуют специализированные музеи – тифло-музеи или тактильные музеи, галереи и отдельные выставки, а также специализированные музейные программы.
В Республике Беларусь социализацией занимаются специалисты общественного объединения Белорусского товарищества инвалидов по зрению (БелТИЗ), учителя специализированных школ. Большую роль играет и служба социальной защиты. С целью выявления степени заинтересованности данной категории населения в реализации тактильных проектов было проведено анкетирование среди незрячих и слабовидящих, работающих на предприятии «Светоприбор» г. Минска. Всего было опрошено 124 человека, что составляет 16% от общего количества работающих инвалидов по зрению на данном предприятии. На вопрос «Посетили бы Вы подобный музей или выставку?» 89% ответили положительно. В связи с этим следует отметить, что в условиях развития социокультурной практики налицо актуальность тактильных музейных проектов.
Зрячие, здоровые люди приходят в музей и чувствуют себя уверенно, т.к. могут видеть, слышать и передвигаться, незрячие же в людных местах чувствуют себя небезопасно и настороженно.
Большинство посетителей не привыкли видеть в музее человека с инвалидностью, а незрячие не привыкли ходить в музей вообще. Часто они сами становятся предметом для любопытства и рассматривания посетителями, что заставляет их чувствовать себя в музейном пространстве чужеродно. Некорректно и то, что зона для инвалидов зачастую выделяется у самого входа, да ещё и в самом людном месте: предполагается, что дальше в другие экспозиции идти им незачем. Музеи делают первые шаги, и эти действия должны быть цивилизованными, корректными для каждого человека. Поэтому экспонировать предметы следует в пространстве экспозиции, а точнее, в каждом экспозиционном зале, где камерная и комфортная обстановка и для посетителей, и для музейных предметов.
Проблема доступности предметов культуры для человека с инвалидностью – проблема не только музея, но и всего общества.
Следует отметить, что проект «Искусство на кончиках пальцев» является совместным с творческой группой «Мивия» под руководством Л. Скрадаль. Именно благодаря инициативе этой группы были созданы тактильные копии живописных произведений. Идею же расширить проект за счет экспонирования двух камерных скульптур из фондов музея внесла куратор проекта от Национального художественного музея Республики Беларусь М. Трофимова, благодаря чему в залах постоянной экспозиции появились две скульптуры для тактильного изучения.
Тактильные картины и скульптуры позволяют искусству быть рядом с теми, кто не имеет возможности это увидеть, расширить возможности в постижении культуры, выйти за рамки традиционного восприятия искусства незрячими.
Оказалось, что руками можно «увидеть» картину или скульптуру при помощи описаний гораздо глубже. Не все произведения живописи могут быть качественно переданы для тактильного ознакомления, а произведения скульптуры должны быть простыми по композиции и безопасными (без острых углов). Поэтому все экспонаты оснащены наушниками и аудиогидами с дескриптивными текстами, что, безусловно, дает полноту впечатления и глубину восприятия при изучении этих произведений.
Технология изготовления тактильных картин сложная и уникальная. Авторы проекта изучали зарубежный опыт изготовления подобных экспонатов. Предложенные для тактильного изучения пейзаж и натюрморт выполнены из фаянса и папье-маше. Слабовидящие и незрячие взрослые и дети сначала изучают картину по контуру, а потом от центра к верху и постепенно исследуют объекты и объемы. Оригинальность этого проекта еще и в том, что слабовидящие посетители до или после изучения тактильных копий могут увидеть оригиналы этих произведений своими глазами. Многими незрячими посетителями было отмечено, что скульптуру изучать гораздо проще, потому как сразу складывается полное впечатление об объекте, чему, несомненно, очень помогает продуманный текст аудиогида. Проект уже дополнен новыми экспонатами – тактильными интерпретациями «картин» белорусских художников ХIХ – начала ХХ века, выполненных из фаянса: Язепа Дроздовича «Космос» и «Космополис», «Портрет Марка Шагала» Юрия Пэна, а также «Мальчик в соломенной шляпе» художника ХIХ века Ивана Хруцкого.
Проект «Искусство на кончиках пальцев» был запущен в феврале 2015 года и вызвал большой интерес у всех посетителей музея. Он стал одним из призеров III Национального музейного форума в г. Могилеве.