Борис Израилевич Анисфельд родился в 1878 г. в городе Бельцы Бессарабской губернии. Первоначальное художественное образование получил в Одесской рисовальной школе (ОРШ), которую окончил в 1900 г. в числе лучших учеников. Обучение было продолжено в Санкт-Петербурге в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств (ИАХ) в мастерских Ильи Репина и Дмитрия Кардовского. В 1909 г. Анисфельд получил звание художника.
Б.И. Анисфельд известен как сценограф, живописец, график. В качестве художника-декоратора оформлял спектакли Театра В.Ф. Комиссаржевской (1907), Русских сезонов С.П. Дягилева в Париже (с 1911), Мариинского театра (1912), Метрополитен-опера (1919–1920, 1922–1924), Чикагской оперы (1921), а также разрабатывал сценографию и костюмы балетов для заграничных турне Анны Павловой (1912–1914), М.М. Фокина (1913–1914), В.Ф. Нежинского (1914). Известны его иллюстрации в журналах «Жупел», «Адская почта», «Сатирикон».
Б.И. Анисфельд – член художественного объединения «Мир искусства» (с 1910), принимал также участие в выставках Союза русских художников, Осеннего салона (Париж) и др.
В 1917 г. по приглашению Бруклинского музея Нью-Йорка художник уехал в США. Жил с семьей в Нью-Йорке, Чикаго, штате Колорадо. Умер в 1973 г. в Уитерфорде штата Коннектикут.
В настоящее время в собрании НХМ РБ находится девять картин и этюдов художника.
В двухтомном каталоге «Русская дореволюционная и советская живопись в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь» (Мн., 1995. Т. 1) приводятся сведения только об одной картине Б.И. Анисфельда – «Перс с попугаем» 1917 г. (РЖ-469). Другие восемь произведений не вошли в каталог ввиду того, что не были достаточно хорошо изучены. Данные работы поступили в НХМ РБ в 1987 г. в дар от ленинградского художника Виктора Кузьмича Тетерина, к которому попали от Л.С. Абугова (1877–1950) – художника, учившегося в одно время с Анисфельдом в ОРШ и ИАХ. Основная часть живописных полотен – пейзажи. Произведения предположительно относятся к 1900 – 1910-м гг. – периоду пребывания Анисфельда в Петербурге-Петрограде. На одной из картин, подписанной 1902 г. (РЖ-1655), имеется экзаменационный штам Академии художеств. На обороте пейзажа «Сумерки в ольшанике» (РЖ-1657) есть наклейка выставки картин русских художников.
публикуется по материалам научно-информационного издания
"Сообщения Национального художественного музея Республики Беларусь", выпуск 8. Мн., "Белпринт", 2010, стр. 180–182.
При использовании материалов ссылка на сайт и издание ОБЯЗАТЕЛЬНА