Эта  самая известная картина Хруцкого из довольно большого музейного  собрания картин художника, собранного в послевоенные годы у разных коллекционеров.

Эта женщина – любимая натурщица художника появляется на картинах Хруцкого несколько раз – девочкой, девушкой и молодой женщиной.  Несколько ее  портретов, поставленные в ряд в хронологическом порядке, образуют своеобразный жизненный цикл.

«Девица с плодами» или «Неизвестная особа с цветами и фруктами» – так назван в отчете  Петербургской Академии художеств  «Портрет неизвестной с цветами и фруктами» 1838 года. Хруцкий написал ее перед самым выпуском из Академии художеств в Петербурге, где он, уроженец  Полотчины, учился с 1830 года.

Иван Хруцкий совместил в картине портрет и натюрморт, не отдав предпочтение ни одному из жанров. Молодая женщина ( ее образ может быть прочитан  как символ богини плодородия Флоры) изображена сидящей  у стола, уставленного плодами, слегка приподнимая виноградную гроздь. Часто этот жест трактуют в прямом смысле – как мотив угощения. Виноград одновременно символизирует плодородие и жертву (из него делается вино цвета крови). Грозди – символ изобилия и богатства. В живописи их цвет имеет большое значение: черные – символ мудрости, хмеля и бога Вакха, а также осени и богатого урожая; красные – зрелости, благополучия, зенита жизни. Зеленые грозди означают первую любовь, дерзкую юную страсть. Именно зеленую гроздь держит женщина. Голландцы же  видели в винограде символ супружеской верности. Не случайно мы видим обручальное кольцо на ее руке. Хруцкий, видимо, хотел снять традиционный вакхический подтекст  любования виноградной гроздью. Такого рода картины в подражание итальянцам в Петербургской  Академии художеств, которую   писались сплошь и рядом. Жест женщины очень целомудрен: она приподнимает гроздь, не глядя на нее. Подтекст холста ясен: радостное ощущение полноты жизни в счастливом супружестве по любви, дарующем детей.