Жанровые горизонты полотен народного художника Беларуси, профессора Владимира Антоновича Товстика простираются от портретов и натюрмортов до сложно сочиненных аллегорических композиций. Его живопись – это всегда существование в каком-то четвёртом измерении, где пересекаются времена и пространства, современники и герои ушедших эпох, реальные события и миражные, призрачные воспоминания.

Сюжет для картины «Мелодия уходящей ночи», написанной в 1994 году, выхвачен из окружающей действительности минской ночной жизни. Художник вспоминает, что в начале 1990-х годов, прогуливаясь по ночному городу, его впечатлил играющий на улице саксофонист. Он просто шел по улице и играл. Владимир Товстик не помнил его лица и конкретной мелодии, исполненной музыкантом. Но ночь, саксофон, чарующая атмосфера Минска – и на полотне проявился настоящий джазовый город с прекрасной незнакомкой и музыкантом.

Ключ к пониманию произведений Владимира Товстика – это музыка. Живописное повествование разворачивается перед нами не плавно, а в синкопированном ритме, с яркой акцентной организацией пространства. Как драгоценность художник преподносит прекрасную незнакомку, очарованную джазовой мелодией. Она закрыла глаза, чтобы насладиться звуками уходящей ночи. Товстик находит очень характерный емкий образ саксофониста, изображая его в момент кульминации. Кажется, он вот-вот сыграет свою последнюю ноту, после которой наступит торжественная тишина, а музыкант исчезнет за занавесом, который уже начинает проявляться в нижнем правом углу картины. Благодаря введению в композицию всевозможных декоративных фрагментов, орнаментальных «кусочков», хаотично разбросанных по полотну, возникает настоящий свингующий джазовый ритм. И наконец, цвет – особый, синий – буквально материализует чувственное звучание саксофона и отражает