Работ, созданных во время Великой Отечественной войны, не так много, и среди них особая роль принадлежит портрету народной артистки БССР Александры Николаевой. Это произведение было создано белорусским художником Евгением Зайцевым в 1943 году. В военные годы он работал в центральном штабе партизанского движения в Москве, сотрудничал с сатирической газетой «Партизанская дубинка» и журналом «Раздавим фашистскую гадину». 

Появление подобных работ было вызвано тем, что в трагические дни войны многие представители творческой интеллигенции тоже воевали, боролись с врагом своим оружием – оружием искусства. Актеры и музыканты выступали перед ранеными солдатами в госпиталях, ездили со спектаклями на фронт. В таких бригадах участвовала и известная балерина Александра Николаева. Уроженка Ленинграда, выпускница ленинградского хореографического училища, она еще до войны приехала по приглашению театра оперы и балета в Минск, где вплоть до 1960-х годов была ведущей балериной. Портрет Александры Николаевой – один из самых удачных портретов художника. Здесь, пожалуй, с наибольшей выразительностью и мастерством проявилась его способность раскрыть изображаемый характер. Несмотря на то, что Александра Николаева изображена в сценическом костюме, Евгений Зайцев решительно освобождает свою героиню от малейшего элемента театральности. Здесь нет и намека на образ жизнерадостной, бойкой и резвой Китри из балета Минкуса «Дон Кихот». Строгая поза портретируемой, светящиеся глаза, пластически острый жест ее упирающейся на талию руки передают тревогу и напряжение этого времени, когда ценой неимоверных усилий были выиграны сражения в Сталинградской и Курской битвах, определивших перелом в ходе войны. В портрете присутствуют сила, энергия, мужество. Драматическая основа образа превосходно выражена и глубоким напряженным колоритом, контрастами белого ажурного платья и темного сгущенного фона черных, как смоль, волос и багряных вплетенных в них лент. Перед нами поразительно достоверный образ актрисы, в полной мере принявшей на себя труд войны.